Ленточные транспортеры представляют собой ключевой тип оборудования непрерывного действия, предназначенного для перемещения сыпучих материалов и мелкоштучных грузов. Они активно используются в горнодобывающей отрасли, на карьерах и разрезах при открытой разработке месторождений, а также в аграрном секторе, логистических комплексах, аэропортах и других областях.
Конструктивное исполнение ленточных транспортеров разнообразно и варьируется в зависимости от грузоподъёмности, производительности, угла наклона трассы и других технических характеристик. Стационарные установки обеспечивают передачу значительных объёмов материалов на расстояния от нескольких десятков метров до нескольких километров. При этом они могут комбинироваться в последовательные линии, увеличивая общую протяжённость трассы до десятков километров. Также существуют мобильные версии, предназначенные для временной транспортировки ограниченных объёмов грузов на дистанции до нескольких десятков метров.
Особое значение ленточные транспортеры имеют в угольной промышленности, обеспечивая бесперебойную работу шахт и разрезов. Например, на Сахалине в ближайшее время планируется ввод в эксплуатацию самого длинного в России магистрального конвейера протяжённостью 23 км. Он соединит угольный разрез с морским портом в Шахтёрске, а скорость перемещения угля будет достигать 5, 5 м/с.
Конструкция ленточного транспортера включает множество вращающихся элементов: приводной и натяжной барабаны, роликоопоры, механизмы натяжения. Работоспособность этих узлов обеспечивается подшипниковыми узлами, от которых напрямую зависит надежность всей системы. В зависимости от нагрузок, условий эксплуатации и скоростных режимов могут применяться радиальные шарикоподшипники серии 6000, сферические роликоподшипники и другие типы опор. На каждые десять погонных метров конвейера может приходиться до 40–60 подшипников, большинство из которых установлены в роликоопорах.
Ключевым требованием к подшипникам, работающим в тяжёлых условиях (запыленность, влажность, загрязнения), является наличие эффективных контактных уплотнений. Сложная геометрия таких уплотнений минимизирует потери смазочного материала и предотвращает проникновение абразивных частиц и влаги в зоны трения.
